Начало (Новости) >  Фотогалереи >  ::: Фестиваль ледоколов в Санкт - Петербурге

Фестиваль ледоколов в Санкт - Петербурге.

Большой интерес петербуржцев вызвал фестиваль ледоколов, посвященный 150-летию ледокольного флота России. По самым скромным подсчетам ледоколы посетило только в первый день фестиваля не менее 9 тыс. человек.

И так, какие ледоколы приняли участие в мероприятии:

 

Ледокол Красин

 

Один из первых российских арктических ледоколов «Красин», если точнее, то второй, т.к. первым был ледокол «Ермак» (1899-1963 годы эксплуатации). К большому сожалению «Ермак» не был сохранен для истории, его распилили на металлолом в окрестностях Мурманска, а вот «Красину» повезло гораздо больше сейчас это Санкт –Петербургский филиал Музея Мирового океана. Сам Музей Мирового океана находится в г. Калининграде.

Первое название ледокола было «Святогор» в честь персонажа древнеславянского былинного эпоса богатыря - великана и только с 1927 года он был переименован в честь первого наркома внешней торговли СССР Леонида Борисовича Красина.
Красин не был былинным богатырем, на западе его называли "Красным баронм", однако в судьбе "Святогора" он сыграл не последнюю роль.

Шла Гражданская война, весной 1918 года началась англо – французская интервенция против Советской России. Напомню, что положение России в этот момент было критическим, в марте 1918 г. белофинны перешли в наступление с целью захвата Карелии и Мурманска, но красноармейские отряды сорвали их коварные планы. Однако этим наступлением белофинов решили воспользоваться бывшие союзники по Антанте (в переводе с французского entente — согласие. Союз Англии, России и Франции в Первой мировой войне) и под предлогом “помощи” в обороне Мурманского края от немцев и белофиннов англо-французские войска заняли линию железной дороги от Мурманска до Кеми.

1 августа 1918г английские крейсеры «Кокрен» и «Аттентив» и транспорт с гидропланами подошли к о. Мудьюг. Крейсеры открыли артиллерийский огонь по батареям острова, а гидропланы обстреляли их из пулеметов. Несмотря на удачный ответный огонь батареи о. Мудьюг были подавлены, и англичане получили свободный доступ в Северную Двину. Чтобы не допустить корабли противника к Архангельску, в устье реки были затоплены ледоколы «Святогор» и «Микула Селянинович», а затем и минный заградитель «Уссури». Однако, несмотря на это, советским властям пришлось эвакуировать Архангельск.

2 августа в Архангельске было образовано «временное правительство» Северной области во главе с Чайковским, которое передало англичанам во «временное пользование» посыльное судно «Горислава», ледоколы «Святогор» и «Микула Селянинович» и восемь тральщиков. Формально суда флотилии СЛО (Северный Ледовитый океан) передавались на том основании, что «временное правительство», признавая себя в состоянии войны с Германией, предоставляет свои суда англичанам в порядке «союзной помощи». Условия передачи судов предусматривали, что суда «остаются русской собственностью» и «будут плавать под русским флагом» Но англичане совершенно не соблюдали эти условия. Уход ледоколов на ремонт в Англию часто кончался тем, что они уже больше не возвращались.

Так, «Микула Селянинович» осенью 1918 г. ушел на ремонт в Англию под русским флагом. К осени же 1919 г. он вместе с ледоколом «Илья Муромец» был передан англичанами французам, которые укомплектовали ледоколы своими командами и подняли на них французские флаги. Под английским флагом плавал также ледокол «Святогор».

В декабре 1921 года советское адмиралтейство предложило выкупить «Святогор» у Англии и в 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя А. Н. Крылова и советского торгпреда в Великобритании Л. Б. Красина, ледокол был выкуплен.
После смерти Красина в 1927 году ледокол “Святогор” был переименован в память о советском дипломате, возвратившего судно в Россию.

Много нелегких походов совершил ледокол «Красин» за свою долгую службу на славу отчизне, но об этом лучше всего узнать непосредственно посетив ледокол-музей в Санкт Петербурге (угол наб. Лейтенанта Шмидта и 22-23 линии Васильевского острова).  

 

Ледокол Мудьюг

 

Еще один необычный ледокол был представлен на фестивале ледоколов, это Дизель-электрический ледокол "Мудьюг".
Этот ледокол в отличии от «Красина» не арктический, он предназначен для обслуживания судов в замерзающих неарктических морях и для работы в Арктике в летний период. "Мудьюг" был заложен как головной, позднее были построены еще два ледокола этой серии "Диксон" и "Магадан”.

Если вы заинтересуетесь и найдете фото этих ледоколов в Яндексе или Гугле, то сразу же заметите разницу, дело в том, что в 1987 году немецкая фирма предложила переделать нос ледокола “Мудьюг” по швейцарскому проекту, после чего корабль несколько ухудшил мореходные и ледокольные свойства, но приобрел возможность прорубать во льду идеально ровные и широкие проходы для проводки судов.

Назван ледокол, как вы, наверное, уже догадались в честь острова Мудьюг в Белом море недалеко от устья реки Северная Двина, о котором шла речь в начале статьи. Остров имел такое же стратегическое значение для Архангельска, как Кронштадт для Петербурга. С Гражданской войны на острове сохранился концентрационный лагерь, который был создан англо-французскими интервентами 23 августа 1918 года. За время оккупации в нем было уничтожено более 300 человек. В 1928 году на острове был установлен памятник «жертвам интервенции», а 1934г открыт музей концлагеря острова Мудьюг. В настоящее время вся территория острова относится к истоpико — природному заповеднику. В заповедник входят уцелевшие остатки объектов концентрационного лагеря и ссыльно-катоpжной тюрьмы. Это единственный концлагерь, который сохранился с времен Первой мировой и Гражданской войн. Вот такая печальная история.

 

Ледокол Иван Крузенштерн

 

Небольшой портовый ледокол «Иван Крузенштерн» Ледокол назван в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна (1770 – 1846 ) прославившего свое имя, возглавив первую русскую кругосветную экспедицию на кораблях „Надежда“ и „Нева” в 1803-1806 гг. в результате которой были проведены исследования мирового океана, составлены карты около тысячи км берега острова Сахалин, исследовано побережье Курильских островов, восточное побережье Камчатки и Алеутских островов.

Однако и у великих путешественников иногда случаются ошибки, при исследовании о. Сахалин Крузенштерн пытался пройти на юге между островом и материком, но не смог и поэтому решил, что Сахалин — не остров и соединяется с материком перешейком.

 

Памятник Ивану Федоровичу Крузенштерну на на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт - Петербурге

 

В Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта в 1873г к 100 летнему юбилею Ивана Федоровича Крузенштерна установлен памятник напротив Морского кадетского корпуса (скульптор Иван Николаевич Шредер, архитектор Ипполит Монигетти Монигетти).

 

Ледокол Капитан Зарубин

 

Ледокол река-море «Капитан Зарубин» был построен в 1987 году по проекту 1105 на финской судоверфи Stx Finland Helsinki в Хельсинки. За период 1977—1978 гг. всего выпущено 6 ледоколов этого проекта. Судам присваивались названия в честь выдающихся советских капитанов.

 

Ледокол Москва

 

Два ледокола – близнеца «Москва» и «Санкт-Петербург» были построены на «Балтийском заводе» по проекту 21900 в Санкт-Петербурге в 2008-2009г. Эти современные ледоколы предназначены для проводки танкеров и поэтому оснащаются дополнительным оборудованием, которое позволяет выполнять аварийно-спасательные работы, оказывать помощь другим судам, бороться с разливом нефти в открытом море и тушить пожары.

 

Ледокол Санкт-Петербург

 

Использованы материалы из статьи Н. А. Залесского «Флотилия Северного Ледовитого океана в гражданскую войну»  

Copyright © by PhotoKit.ru
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 TopPhoto.ru - рейтинг фоторесурсов